Комплекс здоровьесберегающих технологий
В детском саду используются разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Комплекс этих мер – «здоровьесберегающие технологии» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Все здоровьесберегающие технологии в детском саду делятся на медицинские (проводятся медицинским персоналом детской городской поликлиники № 62 по договору с ДОО) и педагогические (проводятся педагогами ДОО).
Педагогические здоровьесберегающие технологии, используемые в нашем детском саду, распределяются по следующим направлениям:
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
- подвижные и спортивные игры;
- физкультурные упражнения по индивидуальным заданиям;
- гимнастика (утренняя, после сна, для глаз, дыхательная, пальчиковая, артикуляционная и т.д.);
- динамические паузы и физкультминутки;
- ритмопластика, элементы стретчинга (включены в программу дополнительного образования);
- технологии художественно-эстетической направленности (музыкально-ритмические упражнения и композиции, танец, пение, театрализованные игры и пр.);
- ортопедическая гимнастика (ходьба по ребристым дорожкам после дневного сна)
- Технологии обучения здоровому образу жизни:
- физкультурные занятия;
- физкультурные праздники и досуги;
- проблемно-игровые технологии (о здоровье);
- цикл тематических образовательных ситуаций, включенных в комплексно-тематический план на учебный год;
- Дни и недели здоровья;
- ситуации общения по теме;
- организация зоны двигательной активности
- использование художественной литературы (песенки, потещки, поговорки, пословицы, стихи, рассказы и пр.) по теме;
- использование произведений живописи, скульптуры, музыки для мотивации обучения здоровому образу жизни
- Технологии элементарной коррекции поведения:
- коллективные и индивидуальные ситуации общения, запланированные и спонтанно возникающие;
- проблемно-игровые ситуации;
- создание уголков уединения;
- создание уголков физической разгрузки (для снятия агрессивного поведения);
- упражнения для релаксации (в том числе с использованием специально подобранных музыкальных композиций);
- коммуникативные игры;
- игровые тренинги (игры на развитие психических процессов: восприятия, памяти, образного мышления; внимания, развития речи);
- игры и игровые этюды для развития эмоциональной сферы
- Организационные здоровьесберегающие технологии:
- использование разнообразных режимов дня (обычных, щадящих, индивидуальных, при карантине и пр.) по мере необходимости;
- подбор группы мебели в соответствии с антропометрическими данными ребенка;
- соблюдение режима питания, сна и бодрствования;
- соблюдение режима занятий (допустимого времени учебной нагрузки);
- соблюдение санитарно-эпидемиологических норм и правил при уборке помещений, мытье посуды, организации питания и пр.;
- соблюдение режима проветривания и кварцевания помещений.