Наставничество

Инофрмация О СИСТЕМЕ (ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ) НАСТАВНИЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Локальные акты, регламентирующие деятельность в ДОО:

Наставничество – форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.

Наставник – участник персонализированной программы наставничества, имеющий измеримые позитивные результаты профессиональной деятельности, готовый и способный организовать индивидуальную траекторию профессионального развития наставляемого на основе его профессиональных затруднений, также обладающий опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

Наставляемый – участник персонализированной программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения. Наставляемый является активным субъектом собственного непрерывного личностного и профессионального роста, который формулирует образовательный заказ системе повышения квалификации и институту наставничества на основе осмысления собственных образовательных запросов, профессиональных затруднений и желаемого образа самого себя как профессионала (молодой педагог, только пришедший в профессию; опытный педагог, испытывающий потребность в освоении новой технологии или приобретении новых навыков; новый педагог в коллективе; педагог, имеющий непедагогическое профильное образование).

Кадровые условия реализации целевой модели наставничества:

  1. 1. руководитель (заведующий)  - разделяет ценности отечественной системы образования, приоритетные направления ее развития
  2. 2. куратор (заместитель заведующего) - организует реализацию персонализированных программ наставничества
  3. 3. наставники-педагоги - 
    1. - имеют подтвержденные результаты педагогической деятельности;
    2. - демонстрируют образцы лучших практик преподавания, профессионального взаимодействия с коллегами;
    3. - реализуют персонализированные программы наставничества
  4. 4. педагог-психолог - организует взаимодействие и психологическое сопровождение  наставника и наставляемого.

 Организационно-методические и организационно-педагогические условия и ресурсы

  • - локальные нормативных акты, программы, сопровождающие процесс наставничества педагогических работников;
  • - персонализированные программы наставнической деятельности;
  • - консультационная и методическая помощь наставникам и наставляемым в разработке перечня мероприятий дорожной карты по реализации персонализированных программ наставничества;
  • - цифровая информационно-коммуникационную среда;
  • -  положительный опыт работы наставников, обмен инновационным опытом в сфере наставничества педагогических работников;
  • - координация вертикальных и горизонтальных связей в управлении наставнической деятельностью;
  • - сотрудничество с сетевыми сообществами, направленными на поддержку наставничества педагогических работников в образовательных организациях;
  • -  мониторинг результатов наставнической деятельности.

Материально-технические условия и ресурсы

  • - помещение для проведения индивидуальных и групповых (малых групп) встреч наставников и наставляемых;
  • - информационный стенд для размещения открытой информации по наставничеству педагогических работников (в т.ч. электронный ресурс, чаты/группы наставников-наставляемых в социальных сетях);
  • - широкополосный (скоростной) интернет; Wi-Fi;
  • - средства для организации видео-конференц-связи (ВКС).

Финансово-экономические условия. Мотивирование и стимулирование

  • - наставники могут быть рекомендованы для включения в резерв управленческих кадров образовательными учреждениями;
  • - наставническая деятельность может быть учтена при проведении аттестации, конкурса на занятие вакантной должности (карьерный рост), выдвижении на профессиональные конкурсы педагогических работников, в том числе в качестве членов жюри;
  • - награждение наставников дипломами/благодарственными письмами (на официальном сайте образовательной организации, в социальных сетях), представление к награждению ведомственными наградами, поощрение в социальных программах.

 Направления наставничества в 2022-2024 годах, определнные по результатам анкетирования педагогов детского сада:

  • 1. Взаимодействие с семьями воспитанников (традиционные и новые формы); 
  •                      Рабочие материалы группы 1
  • 2. Учет в работе педагога ДОО возрастных особенностей детей дошкольного возраста (трудности и возможности)
  •                      Рабочие материалы группы 2
  • 3. Новые подходы к созданию и реализации образовательной программы дошкольного образования; 
  •                      Рабочие материалы группы 3

Совет наставников в 2022-2024 годах: Дина Владимировна ПавловаСветлана Валентиновна ДанадоеваНадежда Юрьевна ШайтураТатьяна Викторовна КоковинаЕлена Валерьевна Чижова

Консультанты: Елена Арнольдовна Сочеванова (по вопросам физического развития детей), Наталья Владимировна Шевелева (по вопросам художественно-эстетического развития детей)

Психологическое сопровождение взаимодействия наставников и наставляемых: Александра Николаевна Житникова

Куратор (вопросы координации, организации, планирования и контроля): Скоморохова Анна Борисовна

Мероприятия в рамках реализации Дорожной карты по внедрению целевой модели наставничества

В целях совершенствования профессиональных компетенций, знаний и навыков педагогических работников и управленческих кадров в сфере образования, а также создания условий для их профессионального развития на официальном сайте Минпросвещения России размещена актуальная информация:

  1. - о конкурсах профессионального мастерства, рекомендованных для участия педагогических работников и управленческих кадров https://edu.gov.ru/activity/main_activities/talent_support/
  2. - о мероприятиях, проводимых в рамках Года педагога и наставника https://edu.gov.ru/god_pedagoga_i_nastavnika
  3. - о календаре событий для педагогических и руководящих работников Академии Министерства просвещения https://apkpro.ru/educational-events

Некоторые результаты нашей работы: