Наставничество
Инофрмация О СИСТЕМЕ (ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ) НАСТАВНИЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Локальные акты, регламентирующие деятельность в ДОО:
- - Положение о системе наставничества педагогических работников ГБДОУ детского сада № 39 Невского района Санкт-Петербурга Людмила Викторовна Лялина 02 Сентябрь 2022 07:49
- - Дорожная карта реализации Положения о сисиете наставничества педагогических работников организации Людмила Викторовна Лялина 02 Сентябрь 2022 07:51
- - План мероприятий по реализации целевой системы наставничества педагогических работников ДОО Людмила Викторовна Лялина 02 Сентябрь 2022 07:49
Наставничество – форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.
Наставник – участник персонализированной программы наставничества, имеющий измеримые позитивные результаты профессиональной деятельности, готовый и способный организовать индивидуальную траекторию профессионального развития наставляемого на основе его профессиональных затруднений, также обладающий опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Наставляемый – участник персонализированной программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения. Наставляемый является активным субъектом собственного непрерывного личностного и профессионального роста, который формулирует образовательный заказ системе повышения квалификации и институту наставничества на основе осмысления собственных образовательных запросов, профессиональных затруднений и желаемого образа самого себя как профессионала (молодой педагог, только пришедший в профессию; опытный педагог, испытывающий потребность в освоении новой технологии или приобретении новых навыков; новый педагог в коллективе; педагог, имеющий непедагогическое профильное образование).
Кадровые условия реализации целевой модели наставничества:
- 1. руководитель (заведующий) - разделяет ценности отечественной системы образования, приоритетные направления ее развития
- 2. куратор (заместитель заведующего) - организует реализацию персонализированных программ наставничества
- 3. наставники-педагоги -
- - имеют подтвержденные результаты педагогической деятельности;
- - демонстрируют образцы лучших практик преподавания, профессионального взаимодействия с коллегами;
- - реализуют персонализированные программы наставничества
- 4. педагог-психолог - организует взаимодействие и психологическое сопровождение наставника и наставляемого.
Организационно-методические и организационно-педагогические условия и ресурсы
- - локальные нормативных акты, программы, сопровождающие процесс наставничества педагогических работников;
- - персонализированные программы наставнической деятельности;
- - консультационная и методическая помощь наставникам и наставляемым в разработке перечня мероприятий дорожной карты по реализации персонализированных программ наставничества;
- - цифровая информационно-коммуникационную среда;
- - положительный опыт работы наставников, обмен инновационным опытом в сфере наставничества педагогических работников;
- - координация вертикальных и горизонтальных связей в управлении наставнической деятельностью;
- - сотрудничество с сетевыми сообществами, направленными на поддержку наставничества педагогических работников в образовательных организациях;
- - мониторинг результатов наставнической деятельности.
Материально-технические условия и ресурсы
- - помещение для проведения индивидуальных и групповых (малых групп) встреч наставников и наставляемых;
- - информационный стенд для размещения открытой информации по наставничеству педагогических работников (в т.ч. электронный ресурс, чаты/группы наставников-наставляемых в социальных сетях);
- - широкополосный (скоростной) интернет; Wi-Fi;
- - средства для организации видео-конференц-связи (ВКС).
Финансово-экономические условия. Мотивирование и стимулирование
- - наставники могут быть рекомендованы для включения в резерв управленческих кадров образовательными учреждениями;
- - наставническая деятельность может быть учтена при проведении аттестации, конкурса на занятие вакантной должности (карьерный рост), выдвижении на профессиональные конкурсы педагогических работников, в том числе в качестве членов жюри;
- - награждение наставников дипломами/благодарственными письмами (на официальном сайте образовательной организации, в социальных сетях), представление к награждению ведомственными наградами, поощрение в социальных программах.
Направления наставничества в 2022-2024 годах, определнные по результатам анкетирования педагогов детского сада:
- 1. Взаимодействие с семьями воспитанников (традиционные и новые формы);
- Рабочие материалы группы 1
- 2. Учет в работе педагога ДОО возрастных особенностей детей дошкольного возраста (трудности и возможности);
- Рабочие материалы группы 2
- 3. Новые подходы к созданию и реализации образовательной программы дошкольного образования;
- Рабочие материалы группы 3
Совет наставников в 2022-2024 годах: Дина Владимировна Павлова, Светлана Валентиновна Данадоева, Надежда Юрьевна Шайтура, Татьяна Викторовна Коковина, Елена Валерьевна Чижова
Консультанты: Елена Арнольдовна Сочеванова (по вопросам физического развития детей), Наталья Владимировна Шевелева (по вопросам художественно-эстетического развития детей)
Психологическое сопровождение взаимодействия наставников и наставляемых: Александра Николаевна Житникова
Куратор (вопросы координации, организации, планирования и контроля): Скоморохова Анна Борисовна
Мероприятия в рамках реализации Дорожной карты по внедрению целевой модели наставничества
В целях совершенствования профессиональных компетенций, знаний и навыков педагогических работников и управленческих кадров в сфере образования, а также создания условий для их профессионального развития на официальном сайте Минпросвещения России размещена актуальная информация:
- - о конкурсах профессионального мастерства, рекомендованных для участия педагогических работников и управленческих кадров https://edu.gov.ru/activity/main_activities/talent_support/
- - о мероприятиях, проводимых в рамках Года педагога и наставника https://edu.gov.ru/god_pedagoga_i_nastavnika
- - о календаре событий для педагогических и руководящих работников Академии Министерства просвещения https://apkpro.ru/educational-events
Некоторые результаты нашей работы:
- создан ресурс для родителей: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39 Невского района Санкт-Петербурга - Проект "Ответственное родительство" (dou.spb.ru)
- создана новая образовательная программа дошкольного образования ДОО Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39 Невского района Санкт-Петербурга - Образование (dou.spb.ru)