Мероприятия в рамках реализации Дорожной карты по внедрению целевой модели наставничества
Сентябрь 2022
- Разработана система (целевая модель) наставничества педагогических работников на базе ГБДОУ детский сад 3 39 Невского района Санкт-Петербурга.
- Педагоги ознакомлены с системой наставничества. Проведены общее собрание коллектива и педсовет. Принято Положение о системе (целевой модели)
- наставничества
Октябрь 2022
- Проведен сбор информации (в форме анкетирования) о профессиональных запросах педагогов. Выявлены направления работы и конкретная тематика вопросов, по которым педагоги испытывают затруднения. Сводные результаты анкетирования были представлены педагогам. В итоге были определены направления наставничества:
- Взаимодействие с семьями воспитанников (традиционные и новые формы)
- Учет в работе педагога возрастных особенностей детей дошкольного возраста (трудности и возможности)
- Новые походы к созданию и реализации образовательной программы дошкольного образования
- По результатам анкетирования также были выявлены педагоги, желающие принять участие в программах наставничества в качестве наставников, сформирован предварительный «резерв наставников».
Ноябрь 2022
- Формирование состава наставников. После обсуждения кандидатур из резерва заведующим был утвержден окончательный состав наставников и распределен по направлениям наставничества. При этом учитывались профессиональные интересы и достижения педагогов, их «сильные стороны» и стремление решать задачи программы наставничества.
- Завершение формирования состава наставнических групп по выделенным направлениям. Утверждение состава групп с учетом профессиональных запросов и возможностей.
Декабрь 2022
- Обучение наставников, основной задачей которого стало формирование ориентиров в определении системы, методики и содержании работы с наставляемым педагогом, исходя из условий ДОО и потенциала наставляемого, а также содействие профессиональному становлению наставляемого педагога.
- С целью обучения наставников были разработаны методические материалы по сопровождению наставников, проведены консультации, «установочные сессии» по обмену идеями и опытом среди наставников.
Январь-Апрель 2023
- Групповая работа по разработке персонализированных программ наставничества. Целью работы каждой группы стало создание конкретного «продукта» в рамках запросов направления наставничества, который мог бы иметь практическое применение.
- Для участников наставнических групп было важно не только систематизировать и структурировать собственные знания и опыт, но и умело ими поделиться, расширяя набор используемых в своей практике инструментов передачи знаний и опыта. Такая работа способствовала развитию профессиональных компетенций педагогов и росту самооценки каждого участника группы.
- Собрание наставнических групп проходило с периодичностью 1 раз в неделю.
- Собрание совета наставников- с периодичностью 1 раз в месяц.
- Каждая группа определила для себя содержание, формат и способ разработки конечного «продукта», ставила срочные и перспективные задачи, определяя формы сотрудничества (индивидуальная, парная, групповая работа)
- Параллельно со стороны руководителя проекта, заместителя заведующего, осуществлялся контроль за деятельностью наставников и наставляемых в форме проверки промежуточных результатов (выполнения заданий, качества подготавливаемых материалов).
- Кроме того, осуществлялась помощь в форме создания методических материалов на странице сайта ОО в разделе «Наставничество» для каждой наставнической группы, индивидуальной помощи в изучении нормативных актов, в исправлении ошибок, устранении недостатков в рабочих материалах.
- Итогом работы наставнических групп стало создание методических и практических материалов для педагогов и родителей:
Наставнической группой по направлению «Взаимодействие с семьями воспитанников (традиционные и новые формы)» разработана «Инфографика для всех» (визуальное представление информации для педагогов и родителей по актуальным вопросам. Например, «Зачем участвовать в конкурсах в детском саду?», «Что делать, если ребенок не спит в тихий час?», «Почему нельзя опаздывать на занятия в детском саду?» и пр. ) Информация представлена в форме буклетов-карточек с краткими вопросами и емкими ответами. Такие буклеты помогают педагогам выбрать для себя правильную позицию и ненавязчиво и тактично обратить внимание родителей на важный вопрос.
Наставнической группой по направлению «Учет в работе педагога возрастных особенностей детей дошкольного возраста (трудности и возможности)» создана методическая разработка «Система диагностики детей с особыми образовательными потребностями и взаимодействия с ними». В ходе анализа запросов были выделены наиболее «сложные» для педагогов особенности воспитанников- импульсивность, недостаточная волевая регуляция поведения. Педагогами была составлена картотека игр и игровых заданий для детей и рекомендации для родителей по взаимодействию с детьми с указанными особенностями. Важным событием в работе данной группы стала встреча с представителем Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Невского района Санкт-Петербурга на тему " Поведенческие и коммуникативные трудности у детей: причины и коррекция".
- Наставнической группой по направлению «Новые походы к созданию и реализации образовательной программы дошкольного образования» созданы материалы для разработки образовательной программы на новый 2023-2024 учебный год в рамках новой ФОП ДО.
Май 2023
- Завершение персонализированных программ наставничества. Был проведен мониторинг качества реализации программ наставничества. На итоговом мероприятии были представлены результаты мониторинга и презентация разработанных материалов.
- Педагогами был сделан вывод о том, что разработка и реализация программ в системе наставничества стимулирует потребности педагогов в самоанализе своего развития и самосовершенствовании, способствует профессиональной и личностной самореализации педагогов, ставит новые цели и задачи и формирует стремление их решать профессионально и эффективно.
Сентябрь 2023
Установочный Педагогический совет 31.08.2023 «Непрерывное развитие ДОО: стратегии наставничества в 2023-2024 учебном году». Педагоги детского сада выделили актуальные темы для расширения направлений наставничества:
- Направление «Работа с семьями воспитанников»
- Поиск новых форм сотрудничества с родительской общественностью, развитие проекта «Инфографика для родителей»
- Направление «Работа со сложными детьми»
- Изучение поведенческих проблем у детей, создание методических рекомендаций педагогу и семье о преодолении трудностей воспитания, предложения по организации образовательной среды в ДОО (в том числе наполнение РППС, создание инфраструктурных объектов ДОО, советов по взаимодействию взрослых со сложными детьми).
- Направление «Реализация ОПДО»
- Разработка новой системы планирования образовательной работы.
- Направление «Патриотическое воспитание»
- Реализация рабочей программы воспитания в части патриотического воспитания. Сопровождение патриотических проектов ДОО в течение года. Сопровождение конкурсного движения в данном направлении.
- Направление «Экологическое воспитание»
- Создание и развитие объектов инфраструктуры ДОО, вовлекающих детей и взрослых (педагогов и родительскую общественность) в экологическое движение. Сопровождение экологических проектов ДОО в течение года.
- Направление «Волонтерское движение»
- Реализация рабочей программы воспитания в части реализации волонтерских проектов. Поиск новых партнеров и идей для реализации волонтерских проектов ДОО.
- Направление «Театрализованная деятельность»
- Создание условий в ДОО для развития театрализованных видов деятельности у детей (объекты инфраструктуры ДОО, методические рекомендации, подбор игр и методик и т.п.), развитие навыков актерского мастерства у педагогов и представителей родительской общественности
- Направление «Ранняя профориентация детей»
- Поиск новых форм сотрудничества с представителями родительской общественности. Сотрудничество с районным опорным центром по ранней профориентации детей, сопровождение конкурсного движения в данном направлении.
- Направление «Музейная педагогика»
- Развитие объектов инфраструктуры ДОО по данному направлению, каталогизация экспонатов, поиск новых идей, развитие музейных технологий и т.п.
-
- Решение Педагогического совета по вопросу организации работы по реализации целевой модели нставничества:
- - каждому педагогогу выбрать актуальное направление для собственной методической разработки;
- - в течение 2023-2024 учебного года посещать мероприятия района (города) по выбранному направлению;
- - в течение 2023-2024 учебного года освещать опыт коллег района (города) педагогическому коллективу ДОО;
- - на итоговом Педагогическом совете представить результаты собственной методической разработки, приобретенный опыт в ходе посещения различных мероприятий в течение года.
Октябрь 2023
6 октября в Ледовом дворце состоялся праздничный концерт в честь Дня дошкольного работника, Дня учителя и Года педагога и наставника. На церемонии чествовали работников образования Невского района Санкт-Петербурга.
С гордостью хочется отметить, что в почётных списках награждённых есть и педагог нашего детского сада. Воспитатель Павлова Дина Владимировна награждена Грамотой депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Анастасии Рюриковны Мельниковой.
Весь коллектив детского сада поздравляет Дину Владимировну с почётной наградой за добросовестный многолетний труд и эффективную наставническую деятельность, тем более что в этом году юбилей Дины Владимировны совпал с юбилейным сроком работы в детском саду.
От всей души поздравляем и гордимся!
Ноябрь 2023
В честь года педагога и наставника наш детский сад отметил самых выдающихся наставников и подал сведения для включения в районный альманах статьи о воспитателе Павловой Дине Владимировне и инструкторе по физической культуре Сочевановой Елене Арнольдовне.
Декабрь 2023
29.12.2023 Педагогический совет, посвященный завершению Года педагога и наставника.
- Отмечены результаты работы 2023 года:
- - проявлена забота о новых сотрудниках, созданы условия для их благоприятной адаптации в нашем коллективе
- - треть педагогического состава повысили свои квалификационные категории (26% получили высшую квалификационную категорию, 3% - первую)
- - большинство педагогов выбрали актуальные направления собстенных методических разработок, посетили районные и городские мероприятия по собственным интересам, поделились опытом с коллегами района (города), повысили самооценку;
- - созданы и развиваются новые объекты образовательной инфраструктуры ДОО: Экологическое пространство "Аптекарский островок"; Музейно-выставочное пространство "СУМА"; Интерактивная зона "Волшебный мир театра"
- - детский сад активно включился в волнтерский прект "Искорки доброты", многие семьи и сотрудники приняли участие и оказали реальную помощь нуждающимся ГБДОУ детский сад № 39 Невского р-на СПб (vk.com)