Система образовательной работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Учитывая, что участниками дорожного движения дети становятся намного раньше, чем учениками школы, в нашем детском саду организована целенаправленная работы по подготовке детей к безопасному поведению на улицах и дорогах.

Цель образовательной работы с детьми:

- формировать у детей навыки безопасного поведения на дорогах.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить несколько задач:

  • создать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения;
  • развивать у детей умение ориентироваться в различной обстановке;
  • вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах;
  • воспитывать  грамотных пешеходов.

Решение поставленных задач осуществляются через специально организованные занятия познавательного цикла, ситуации общения, игровые ситуации, рассматривание иллюстраций, книг, альбомов с изображением улиц, чтение художественной литературы, заучивание пословиц, поговорок, отгадывание загадок, организацией познавательных, сюжетно-ролевых, подвижных игр, игр-соревнований, праздников и досугов ит.д.

Для лучшего усвоения знаний и возможности самостоятельного обыгрывания дорожных ситуаций в детском саду обустроен автогородок и в каждой группе имеется специальный уголок (зона, центр).

Система образовательной работы с детьми подразумевает работу по трем разделам:

Содержание первого этапа (младший дошкольный возраст):

  • Учим детей различать легковые и грузовые автомобили.
  • Обогащаем представления о назначении автобуса (автобус перевозит людей)  и основных частях грузовика кабина, окна, двери, кузов, руль, мотор, колеса)
  • Формируем первоначальные представления о сигналах светофора. Закрепляем знания цветов: желтый, красный, зеленый.
  • Знакомим детей с профессией водителя.
  • Формируем первоначальные знания о поведении на улице, дороге, тротуаре.
  • Обучаем детей правилам перехода через проезжую часть.

 Содержание второго этапа (средний дошкольный возраст):

  • Закрепляем знания детей о пассажирском транспорте и правилах поведения в автобусе.
  • Обогащаем представления об улице новыми знаниями: дома бывают разными, машины движутся по проезжей части дороги, движение машин может быть односторонним, двусторонним, проезжая часть при двустороннем движении может разделяться линией.
  • формируем представления детей о том, что разные машины имеют разное предназначение. Знакомим с машинами специального назначения (пожарная машина, скорая помощь, ДПС и пр.).
  • Добиваемся от детей четкого выполнения правил при переходе через проезжую часть.
  • Знакомим детей с дорожными знаками: "Пешеходный переход", "Осторожно, дети!".

Содержание третьего этапа (старший дошкольный возраст):

  • Углубляем представления детей о Правилах дорожного движения, полученных ранее.
  • Расширяем представления детей о Правилах дорожного движения для пешеходов и пассажиров и о работе сотрудников ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улице.
  • Продолжаем знакомство с назначением дорожных знаков и их начертаниями.
  • Закрепляем правильное употребление пространственной терминологии (слева - справа, спереди - сзади, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посередине, вдоль, напротив и т.д.) Учим детей ориентироваться в окружающей обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них.
  • Углубляем знания детей о движении транспорта, работе водителя, сигналах светофора.
  • Учим применять правила в различных жизненных ситуациях.
  • В увлекательной игровой форме убеждаем детей соблюдать элементарные правила безопасности.

 Основная образовательная работа проводится на специальной площадке для обучения детей Правилам дорожного движения "Автогородок" на территории детского сада по расписанию. Каждое мероприятие состоит из двух частей:

           1. Образовательная ситуация (ситуация общения, игровая ситуация, подвижная игра и пр.) по предложенному плану;

           2. Творческая игра детей при поддержке педагога.

Система образовательной работы в младшей группе

Система образовательной работы в средней группе

Система образовательной работы в старшей группе

Система образовательной работы в подготовительной к школе группе

 В совместной деятельности педагога с детьми в помещениях детского сада периодически проводятся образовательные ситуации с включением вопросов, связанных с формированием у детей  безопасного поведения на дорогах в качестве пешехода и пассажира. В течение года организуются тематические дни, например:

  • в младшем дошкольном возрасте - "Грузовик привез игрушки", "Путешествие на дачу", "Веселое лето";
  • в среднем дошкольном возрасте - "Детский сад в нашем городе", "Будь осторожен: опасное и безопасное", "Мы на транспорте поедем", "Безопасное лето", "Путешествие по городу";
  • в старшем дошкольном возрасте - "Мое летнее путешествие",  "Мой город", "Зимний город", "Имею права и обязанности"

 Для самостоятельной игры детей в каждой группе оформлены "уголки безопасности": книги по безопасности, плакаты, картинки, дидактические игры и др.  Атрибуты, имеющиеся в группах, позволяют детям "примерить" на себя разные социальные роли: пешеход, водитель, инспектор ДПС и т.д.

Летом организуются специальные тематическая неделя "Неделя осторожного пешехода"

Организация летней тематической недели "Неделя осторожного пешехода"

Система образовательной работы с детьми летом на площадке ПДД